Модификации тела . Body modification
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Модификации тела (body modification) привлекают к себе повышенный интерес общества в качестве экстравагантных тенденций. Феномен модификаций тела занимает особое место в сфере социокультурного поведения: с одной стороны, оставаясь малоизученным и, соответственно, теоретически и методологически непроясненным, с другой стороны, он, несомненно, является актуальным и требующим пристального научного внимания.
В наиболее обобщенном виде модификации тела представляют собой различные формы и способы видоизменения тела шрамирование, клеймение, прокалывание, татуировки и хирургические вмешательства для более глубоких изменений тела), осуществляемые добровольно, самостоятельно или с помощью специалистов по модификациям тела ради достижения психологических, эстетических, духовных, идеологических целей.
Модификации тела представляют как психологический феномен: одну из практик экстремального поведения, результат «культурной адаптации» или результат поиска идентичности, поисков себя и референтного (адатпивного) социального окружения. Зарубежные исследователи отмечают, что модификации тела позиционируются как некие утонченные способы личностного роста для избранных.
По сути модификации тела представляют собой самоповреждения (self-injury) — умышленные несуицидальные повреждения или изменения тканей тела, нередко практикуемые в маргинальных слоях общества: среди специфических культурно и идеологически обособленных групп, БДСМ сообщества, взрослых, пострадавших от сексуального насилия, гомосексуалистов, женщин, …. По мнению многих, практика самоизменений в рамках современной индустрии моды приобретает новые определения: «модификации тела», «декорирование тела», «боди-арт». Для объяснения самоизменений активно привлекаются постмодернистские понятия «переписывания» истории тела и «трансгрессии» за пределы его границ.
Модификации тела превращаются в язык, понимание которого доступно посвященным. Они выполняют социальную функцию в субкультурном сообществе для определения границ и выражения идеологического содержания взглядов субкультурной группы и ее членов.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Здесь анализируется такая практика модификаций тела в контексте субкультурных проблем на примере БДСМ сообщества. Понимание социальных и психологических механизмов модификаций тела связывается с необходимостью осознания проблем самоуважения и самопринятия сформированности представлений о собственном теле и дихотомии потребностей — иметь «адаптированное» тело, т.е. тело, отвечающее требуемым представлениям, и иметь «красивое» тело, т.е. тело улучшенное под нужное применение. Особый вопрос модификации тела задают в биоэтике: проблема законодательного урегулирования разрешений на такие модификации тела, которые влекут за собой сложные необратимые телесные изменения.
Психологической стороне модификаций тела посвящены исследования данного феномена в структуре факторов специфического субкультурного поведения. Исследователи приходят к выводу, что наличие модификаций тела коррелирует доминирующими сексуальными отношениями и фактами насилия. В исследовании взаимосвязи наличия модификаций с референтным окружением было установлено, что модификации у членов сферы общения и друзей имеют положительную корреляцию с наличием модификаций у респондентов. Эти данные подтверждают, что принятие решения о каких-либо модификациях своего тела осуществляется под несомненным субкультурным влиянием.
Выявлено, что эти люди испытывают трудности в интеграции в традиционный социальный образ, чувствуют большую близость со своим сообществом и представителями своей субкультурой группы и меньшую поддержку со стороны общества, чем их современники, не имеющие подобных модификаций.
Модификационные действия могут быть инициированы потребностью привлечь к себе внимание, выразить социальную индивидуальность, получить удовольствие или опыт новых ощущений, интегрироваться в желаемое субкультурное сообщество.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Исследования направлены на изучение психологических аспектов модификаций тела. Модификации тела рассматриваются с точки зрения адаптационных факторов субкультурного поведения. Идея основывается на предположении, что люди, имеющие модификации тела, в отличие от людей вне группы чаще реализуют специфические стратегии социальной адаптации в своей группе. Модификации тела в таком случае отражают методы социальной адаптации и выступают признаком принадлежности к определенной субкультуре и вписываются в традиции определенных форм поведения принятом в ближайшем окружении. Данное предположение исходит из идеи взаимосвязи модификаций тела с типичными признаками специфического поведения, учитывая такие показатели, как осознанная склонность к риску и самооценка некоторых своих эмоциональных реакций, раскрывающих характер стратегий людей, имеющих модификации тела.
Эти культурные сообщества и группы, в которых практикуются модификации более эмоционально обособлены. Самооценка их членов собственных эмоциональных реакций более ритуализирована и является проявлением одного из способов снятия стресса.
Экстремальные модификации воспринимаются в контексте адаптации в группе и экспериментирования с различными формами риска. Референтное окружение закрепляет и поощряет использование модификаций как способ самоадаптации и преодоления эмоциональных переживаний.
Для респондентов группы склонность к самоповреждениям носит более осознанный характер.
В отношении характера и выраженности доминирующих стратегий совладеющего поведения в группах прослеживается склонность к самоповрежденческим и рискованным действиям. В экспериментальной группе была выявлена явная готовность к рискованным действиям, направленным на собственное тело. Попытки самостоятельного изменения своего тела, сознательные желания проведения модификаций, под влиянием сильных эмоций.
Полученные результаты позволяют предположить, что в среде людей, имеющих модификации тела, доминируют социальная и физическая формы риска.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Таким образом, формирование личностной предрасположенности к модификациям тела, помимо особенностей воспитания, связано с особенностями эмоционального реагирования. Можно предположить, что в основе модификаций тела лежит высокая интенсивность эмоциональных переживаний, разрядка которых достигается через различные способы рискованных действий, в частности посредством достаточно экстремальных процедур модификаций.
Выявленная тенденция к таким способам адаптации в группе людей, имеющих модификации тела, подтверждает предположение о том, что модификации тела могут выступать как способ эмоциональной реакции на лучшую адаптацию. Тогда поведенческие особенности индивидуумов в группе «закрепляются» в виде своеобразных меток: татуировок, проколов, шрамов, а иногда и более серьезных модификаций. В таком случае склонность к модификациям тела может быть рассмотрена с точки зрения стремления эмоциональной комфортности, являющейся, по всей видимости, одной из доминирующих особенностей личности, склонной к модификациям тела.
Склонность к модификациям тела, нередко проявляющаяся в подростковом и юношеском возрасте, может развиваться в форме экспериментирования с различными видами риска. Модификации тела представляют одну из таких форм с акцентом на самоповрежденческом характере рискованных действий. В группе молодых людей, имеющих модификации тела, наиболее уязвимым оказывается эмоциональный уровень адаптации, что находит свое выражение в характере самоидентификации и месте в сообществе на эмоциональном уровне. Психологический механизм модификаций тела управляется двумя группами факторов: эмоциональными и поведенческими, которые оказывают влияние на особенности и характер социальной адаптации.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла Нажмите для просмотра прикрепленного файла